|
Есть одна у Мумиконова мечта...
("Вдигане на тежести" № 4, 2005)
Год назад на чемпионате Болгарии по экстремальным видам спорта
(г. Казанлык, 26.03-01.04.2004) его организаторы
объявили, что перед самым закрытием некий специально приглашённый
спортсмен вне рамок соревновательной программы продемонстрирует прыжок с
сорокаметровой высоты на землю без каких-либо приспособлений типа
парашюта или "тарзанки".
В назначенное время перед толпой зрителей на парашютную вышку
(рядом с которой дежурила специально приглашённая организаторами
чемпионата машина с медиками для оказания скорой помощи) поднялся
невысокий худощавый человек для начала на высоту с
отметкой 20 м и, сделав несколько разминочных
и, судя по всему, настроечных приседаний, спокойно и буднично
спрыгнул вниз. Публика ахнула. Человек уверенно и как-то
очень упруго приземлился и сразу же полез обратно на вышку.
Там, на вышке но теперь на сорокаметровой высоте, на
продуваемой всеми ветрами платформе его уже ждали два
ассистента, державшие в руках специальные прорезиненные
бинты обычно используемые для страховочной замотки
коленей при приседаниях с максимальными весами. Ассистенты
туго замотали человеку колени, и он, взяв в руки небольшой
веер, подошёл к краю платформы. И снова прыгнул вниз. Этот
второй прыжок оказался чуть продолжительней первого, и было
хорошо видно, что, летя вниз, человек умело использует веер
для борьбы с отклонениями положения тела.
Приземлился человек на этот раз уже гораздо тяжелее: ему
пришлось полностью "сложиться", полностью согнуть ноги в
коленях и в тазобедренных суставах, а кроме того, упасть
набок. Тем не менее человек без каких-либо проблем встал
с земли и, приветливо помахав зрителям рукой, прошёл к
машине с медиками судя по всему, для контрольного
осмотра.
Осмотр затянулся, и зрители разошлись глазеть на другие экстремальные
шоу финального дня чемпионата. Однако нашему специальному корреспонденту
Дурко Дуркову показалось, что он уже где-то видел высотного прыгуна.
Поэтому наш спецкор решил во что бы то ни стало дождаться его и взять у
него интервью. Когда прыгун наконец вышел от врачей, наш корреспондент
узнал в нём своего старого знакомого Мумикона Мумиконова. Между
Мумиконовым и нашим корреспондентом состоялся следующий диалог.
Мумикон, как вам удаётся прыгать с сорокаметровой высоты
и приземляться невредимым?
Я это натренировал.
Разве такое возможно?
Конечно, возможно. Натренировыванию поддаётся почти любое свойство
живого организма. И способность эффективно гасить достаточно высокую
скорость не исключение.
Мумикон, я понимаю, что натренировать в каких-то пределах можно
практически всё что угодно. Но натренировать способность к безопасному
приземлению до такого уровня, как у вас это, по-моему, нечто
сверхъестественное.
Ну, вы сильно преуменьшаете, во-первых, возможности тренировки, а
во-вторых, саму способность живых существ эффективно противостоять
перегрузкам. Вы слышали про животное под названием "кабарга"?
Да, слышал краем уха это такой мелкий олень. За ним ещё
охотятся ради мускусной железы.
Совершенно правильно. Так вот, по свидетельству
очевидцев-охотников, кабарга способна без
какого-либо вреда для себя приземляться после
спрыгивания с шестидесятиметровой высоты...
Мумикон, извините, что перебиваю вас, но вы, кажется, ошибаетесь.
Живущие в горах парнокопытные спрыгивают с огромной высоты причём не
с каких-то там шестидесяти метров, а даже с высоты нескольких сотен
метров но только не одним прыжком, а серией многих прыжков, каждый из
которых слегка тормозит падение. Происходит это только при спусках в
пропасти: животное прыгает не вниз, а на противоположную стенку пропасти,
отталкивается от неё в обратную сторону, в сторону первой стенки и так
далее, пока не спускается до самого дна. Я видел видеозапись подобного
спуска сразу целого стада... э-э... по-моему, серн в Альпах.
Да, горные животные применяют и такой способ спуска. Но я говорил
всё-таки про приземление кабарги после пролёта шестидесяти
метров именно единым куском. Впрочем, что там попрыгунья-кабарга
есть немало случаев, когда даже обычные люди, причём зачастую сильно
нетрезвые, сваливались с высоты пятнадцати-двадцати метров,
приземлялись как попало, но тем не менее отделывались практически
лёгким испугом. Уверяю вас мы сильно недооцениваем возможности
наших организмов. А ведь ещё в пятидесятые годы при подготовке
американских астронавтов было выяснено, что тренированный человек без
ущерба может переносить семидесяти-восьмидесятикратные
перегрузки, длящиеся несколько сотых долей секунды.
Хорошо, Мумикон однако давайте не будем говорить про
везучих пьянчуг и американских астронавтов, давайте поговорим о вас.
Ведь вы, как я понимаю, не уповаете на везение при приземлении, вы,
чтобы не разбиться, принимаете, судя по всему, серьёзные меры. Одна
из этих мер, как вы только что сказали специальная тренировка.
Что она у вас собой представляет?
Прежде всего, вставания и, особенно, приседания со штангой
максимального и гипермаксимального веса на спине. Иными словами,
помимо обычных приседаний-вставаний я использую ещё
и чистые опускания в сед, опускания без вставания. Я их делаю в
пауэрлифтёрской экипировке с весами порядка 400-450 кг.
То есть я снимаю штангу всё возрастающего веса со стоек и, изо всех сил
сопротивляясь её давлению, контролируемо опускаю её на высокие
плинты. Потом мои помощники штангу разбирают, поднимают на стойки и там
снова собирают. А я тем временем подхожу к следующей собранной штанге того
же веса и выполняю опускание в сед уже с ней.
Ага, я видел ваших помощников на вышке. Если не секрет, то где
вы берёте средства для оплаты их труда?
Я беру их из сборов за представления. На какие же ещё средства, вы
думаете, могут оплачиваться ассистенты цирковых артистов?
А, так вы, выходит, теперь работаете в цирке?
Да, уже полтора года. С цирком Стойко Сми́рнова мы объехали почти весь
бывший соцлагерь.
Ничего себе дела... Да, надо почаще бывать в цирке. Ну ладно, давайте
вернёмся к системе ваших тренировок. Итак, вы применяете приседания в
уступающем режиме. А что ещё вы используете?
Ещё для выработки нужных мне физических качеств я, конечно же,
использую спрыгивания с возвышений. Это бывают как спрыгивания с
отягощением в виде специального утяжелённого костюма его вес доходит
у меня до 120 кг, так и обычные спрыгивания с
высот порядка 15-20 м на 5-6 раз.
Последнее упражнение, понятно, является у меня профилирующим.
Мумикон, а при этих спрыгиваниях вы тоже применяете лифтёрскую
экипировку?
Конечно. Без экипы никуда. Кстати, для высотных
прыжков я помимо всего прочего надеваю ещё и особый корсет
для фиксации внутренних органов, а также специальную хорошо
амортизирующую обувь во-первых, потому
что нужно беречь стопы, а во-вторых, чтобы
обеспечить ногам возможность как можно более плавно входить в
режим быстрого сгибания при максимальном сопротивлении мышц.
Иначе от резкой, ударной нагрузки можно либо порвать мышцы,
либо поломать кости. Мои амортизирующие ботинки имеют жёстко
подрессоренную подошву толщиной около десяти сантиметров.
Ого, весьма солидная толщина. Но знаете с земли она совершенно
незаметна.
Особенности своей экипировки я ни от кого и не скрываю. Любой человек
может подойти ко мне и всё осмотреть. И если кому-то
покажется, что это именно сама моя экипировка обеспечивает безопасное
приземление, то он всегда может её надеть и попробовать спрыгнуть хотя
бы метров с десяти. Но, кстати, без овладения техникой приземления
риск в результате использования экипировки даже увеличивается.
Увеличивается? Но почему, Мумикон?
Потому, например, что ботинки с очень высокой подошвой по своим
опорным свойствам похожи на коньки в них при отсутствии навыка
можно запросто свернуть на сторону голеностопные суставы. Так что ещё
одна часть моих тренировок постоянно посвящается отработке и закреплению
техники приземления. В эту часть тренировок у меня входят прыжки на
батуте и занятия в аэродинамической трубе, во время которых я
отрабатываю скоростное управление положением своего тела. Понимаете, при
приземлении очень важно принять правильное положение с оптимально
согнутыми ногами, с центром тяжести, находящимся строго над
плюснефаланговыми суставами при низковысотных прыжках и
в 10-12 см впереди плюснефаланговых суставов при высотных
прыжках: поскольку тут всегда желательно падать вперёд и одновременно
на бок, увеличивая тем самым тормозной путь.
Мумикон, я, естественно, не могу не задать главный вопрос: а
какова та максимальная высота, с которой вы когда-нибудь
надеетесь спрыгнуть?
Не знаю. Нет, лучше сформулирую свой ответ так: в
земных условиях безопасная для приземления высота ограничений,
по-видимому, не имеет. То есть в будущем я думаю совершить
прыжок без парашюта с самолёта.
Без парашюта? Мумикон, я думал услышать от вас ответ
"метров шестьдесят-восемьдесят", а тут на
тебе: ограничений никаких не будет, высота любая, какую
закажете. Впечатляет. Может быть, объясните, откуда такой
оптимизм?
Конечно, объясню. Но мне придётся вернуться к той теме, от
которой мы с вами только что ушли: к теме возможностей человека.
Точнее, к тому, за счёт чего люди получают травмы при приземлении и,
обратным образом, за счёт чего этих травм можно избежать.
Ну что ж, Мумикон, я весь внимание.
Для начала обращу ваше внимание на следующее: при пожарах
совершенно обычные люди выпрыгивают из окон последних этажей
достаточно высоких зданий и без особых повреждений приземляются
на растягиваемый спасателями на высоте примерно метра от земли
большой полотняный круг. Есть такое дело?
Да, вроде бы есть...
Специально напоминаю: круг растягивается на высоте всего лишь
метра от земли. Значит, путь торможения в один метр вполне достаточен для
атравматичного приземления любого человека, прыгнувшего
с двадцати-тридцати метров. А знаете, какова величина
пути центра тяжести у тела длиной 170-180 см при
переходе от распрямлённого вертикального положения к, так сказать,
упавшему? Примерно 85-90 см. Значит, если правильно
использовать эти 90 см, то бишь если на всём их протяжении
более-менее равномерно гасить скорость, то можно остановить
падение без каких-либо повреждений, без опасных для
здоровья перегрузок.
Что вы, Мумикон, как я понимаю, и научились делать. Но почему это не
могут делать другие люди?
Почему? А вот почему. Проблема равномерного гашения высокой скорости
упирается в вопрос постоянства прилагаемых ногами усилий. Ноги
неподготовленных людей такого постоянства уступающих усилий обеспечить
не могут: в самом начале приземления, когда ноги выпрямлены, их
усилия максимальны и зачастую даже избыточны (вследствие чего и
происходят переломы костей и головок суставов), но вот зато в середине и
в конце приземления уступающие усилия ног имеют у неподготовленных людей
недостаточную величину, и потому скорость приземления гасится слабо, что
приводит к быстрому соударению туловища с землёй и, соответственно, к
травмам позвоночника и внутренних органов.
А вы, стало быть, натренировали способность гасить скорость
равномерно.
Я это не только натренировал для эффективного гашения
скорости я использую всё-таки ещё и специальные технические средства:
пауэрлифтёрский комбинезон, создающий значительное сопротивление
сгибанию ног в тазобедренных суставах, и намотанные на колени
максимально жёсткие пауэрлифтёрские бинты, препятствующие свободному
сгибанию ног в коленях. Кстати, в намотке бинтов у меня есть
существенное отличие от пауэрлифтёров: они мотают бинты на полностью
выпрямленные ноги, я же на заметно согнутые. А иначе переломов
не избежать.
Мумикон, но этим ваши секреты безопасного приземления, наверное, не
исчерпываются?
Да, не исчерпываются. Вообще, для безопасного
приземления нужно решить вот какие задачи: добиться
максимальной равномерности торможения об этом
мы с вами только что говорили, удлинить насколько
возможно тормозной путь это у меня
обеспечивается, во-первых, толстыми
подошвами ботинок, а во-вторых,
гашением скорости вплоть до падения вперёд и на бок.
Кроме того, перед прыгуном с большой высоты стоят
следующие проблемы: повышение способности переносить
нагрузки, понижение финальной скорости падения и,
наконец, принятие правильного положения при
приземлении. Повышения переносимости нагрузок я
добиваюсь, во-первых, постоянным
привыканием к ним в результате частых спрыгиваний с
возвышений, а во-вторых, затягиванием
на себе перед прыжком специального корсета,
фиксирующего положение внутренних органов.
Об этом, Мумикон, вы, по-моему, тоже уже говорили. А интересно: каким
образом вы понижаете... эту... как бишь её?
Финальную скорость падения? Честно говоря, я её ещё ни разу не понижал.
Но собираюсь научиться это делать. Вот смотрите: прыгуны с лыжного
трамплина все как один без проблем приземляются после спрыгивания с
высоты пятьдесят и более метров. Есть такое дело?
Ну, это как посмотреть... С одной стороны, вы вроде бы правы, но с
другой прыгуны с лыжного трамплина приземляются ведь не на
горизонтальную, а на наклонную, на отклоняющуюся вниз по ходу их
движения поверхность. И это кардинально уменьшает нагрузки при
приземлении.
С большинством приземлений прыгунов с лыжного трамплина дело
обстоит именно так, как вы сейчас сказали. Но рекордсмены вроде
Матти Хаутомяки, который имеет в своём послужном списке прыжок
на 234 метра, при совершении самых дальних полётов
попадают уже не на наклонный, а на практически горизонтальный
участок поверхности приземления. Если их полёт был бы обычным
свободным падением, то при приземлении им пришлось бы очень
несладко. Но в том-то всё и дело, что их опускание на землю является
контролируемым планирующим полётом. И мне нужно научиться делать
нечто похожее.
Простите, Мумикон, но я что-то не совсем вас понимаю: прыгуны с
лыжного трамплина летят в первую очередь вперёд и лишь во вторую очередь
вниз. В полёте они подставляют набегающему потоку воздуха сильно
наклонённые тело и лыжи. То есть они как бы "ложатся" на поток воздуха
по типу самолётного крыла. Вы же прыгаете просто вниз, совершенно
вертикально вниз. И у вас, значит, не должно быть возможности планировать
ведь у вашего движения нет абсолютно никакой горизонтальной
составляющей. Или я, может быть, всё-таки чего-то
не улавливаю?
Нет, вы рассуждаете совершенно правильно. У моих нынешних, то есть
относительно низковысотных прыжков нет никакой горизонтальной скорости.
И, соответственно, ни о каком планировании по типу прыгунов с лыжного
трамплина тут не может быть и речи. Но всё дело в том, что, заговорив
про планирование, я имел в виду не нынешние мои прыжки, нет я имел в
виду мои прыжки будущие, прыжки с небоскрёбов или самолётов. А при
спрыгивании с действительно большой высоты, то есть с высоты пятисот и
более метров, возможность сообщить прыгуну существенную горизонтальную
скорость, достаточную для перехода над самой землёй на более-менее
планирующий полёт она уже появляется, она становится уже вполне
реальной. Если человеческое тело, одетое в специально утолщённый костюм
для полётов с лыжного трамплина, обладает достаточной парусностью для
планирования, для опирания на набегающий поток воздуха, то эту самую
парусность можно использовать и для перевода чисто вертикального падения
в вертикально-горизонтальное движение.
Подождите, Мумикон, разве такое возможно?
Опять не понимаете? Ну ладно, объясняю подробнее. При падении в
земных, в атмосферных условиях человек достаточно быстро приобретает
постоянную, неизменную скорость, поскольку её дальнейшему увеличению
препятствует сопротивление воздуха, достигающее на высоких скоростях
величины, в точности равной весу человека. Вообще, величина скорости
полёта зависит прежде всего от положения тела. Если тело расположено
вертикально, то скорость доходит до пятидесяти метров в секунду, причём
достигается она на первых трёхстах пятидесяти метрах падения. Если же
тело падает не в вертикальном положении, а плашмя, то скорость
стабилизируется примерно через сто двадцать метров на величине тридцать
метров в секунду. Приземления на скорости пятьдесят метров в секунду
мне, конечно, никогда не выдержать. Что же касается скорости тридцать
метров в секунду, то с ней я практически "на ты" уже сегодня
такая скорость приобретается после спрыгивания в вертикальном положении
с высоты примерно пятьдесят метров.
Извините что перебиваю вас, Мумикон, но вы, значит, уже и сегодня
можете спрыгнуть с пятидесяти метров?
Скорее всего, могу. Но пока побаиваюсь пробовать. Надо будет ещё
немного подкачать ноги и усилить экипировку. Ну так что я продолжаю
рассказать о предполагаемом алгоритме моего поведения в воздухе
после спрыгивания с самолёта?
Рассказывайте, но только, если можно, вкратце и попроще.
Всё и так само по себе очень просто. В начале прыжка я
принимаю строго вертикальное положение головой вниз и достигаю
максимальной скорости снижения то есть, как я уже
говорил, скорости порядка пятидесяти метров в секунду. Затем
поворачиваю тело к земле под углом в тридцать-сорок
градусов и за счёт взаимодействия с набегающим
потоком разгоняюсь до максимальной горизонтальной скорости. Её
величина по прикидкам специалистов из лаборатории аэродинамики
Пловдивского авиационного училища должна будет достигнуть
примерно пятнадцати-восемнадцати метров в секунду.
В момент достижения этой максимальной горизонтальной скорости
как раз и можно, правильно наклонив тело, "встать на крыло",
"лечь на поток" и на какое-то мгновение максимально
затормозить вертикальное движение примерно до двадцати
пяти метров в секунду.
Как это до двадцати пяти метров в секунду? Мумикон, вы же
сами только что говорили, что минимальная скорость свободного падения
тридцать метров в секунду.
Всё правильно, говорил. И очень хорошо, что вы
запомнили величину аэродинамического минимума скорости
движения человека. Но в моих последних словах нет
никакого противоречия, поскольку этому
аэродинамическому минимуму тридцати метрам в
секунду будет равна общая, совокупная или,
так сказать, "наклонная" скорость полёта. А вот чисто
вертикальная составляющая этой наклонной скорости
полёта окажется равной уже максимум двадцати шести
метрам в секунду. Это в том случае, если
горизонтальная составляющая составит пятнадцать
метров в секунду. Если же горизонтальная составляющая
будет равна восемнадцати метрам в секунду, то
вертикальная скорость снижения упадёт даже до
двадцати четырёх метров в секунду. Вот бумага,
смотрите я вам сейчас всё это схематично рисую.
Теперь понятно?
Мумикон, мне прежде всего непонятно следующее: допустим, у вас всё
придумано правильно, допустим, на рисунке всё изображено верно, допустим,
при помощи ваших хитрых манёвров прыгун в какой-то момент действительно
сможет снизить вертикальную скорость до минимума и т.д. и т.п.
Но ведь по достижении этого минимума горизонтальная скорость, надо думать, быстро
упадёт или даже вообще исчезнет, а вот зато вертикальная скорость, судя
по всему, снова начнёт быстро нарастать. И что же прыгуну нужно будет тут
делать?
Как что делать? Приземляться, конечно.
Приземляться? Как это понять приземляться? Ведь тут
сколько ещё останется лететь до земли?
Нужно всё подгадать так, чтобы к моменту понижения вертикальной
скорости до минимума до земли оставалось очень небольшое расстояние, за
время пролёта которого, с одной стороны, можно было бы успеть совершить
поворот тела в оптимальное для приземления положение, а с другой стороны,
скорость падения не успела бы катастрофически возрасти. Максимум, что я,
наверное, когда-нибудь смогу физически выдержать это
тридцать пять метров в секунду. Дальше разом накатятся разрушения костных
и связочных тканей. Значит, точка максимального погашения скорости должна
прийтись на высоту порядка пятнадцати метров от земли. Из этой точки
примерно за половину секунды я должен буду совершить поворот тела в
положение приземления и подготовиться к сильному соударению с землёй.
Мумикон, вы так буднично об этом рассказываете, что я потихоньку
начинаю вам верить. Неужели всё и в самом деле настолько просто и
безопасно?
Нет, пока что всё как раз чрезвычайно опасно. Для воплощения
моей схемы в жизнь нужно решить несколько весьма непростых проблем. И
главная из них проблема очень быстрой и достаточно точной оценки
расстояний до земли. Специалисты Института компьютерных технологий из
Варны сейчас пишут для меня специальную программу, позволяющую с высокой
точностью имитировать на экране компьютера ту картину, ту меняющуюся
обстановку, которую я буду видеть во время своего реального прыжка. При
помощи визуального контакта с этой программой я смогу учиться правильно
оценивать расстояние до земли и своевременно совершать необходимые
аэродинамические манёвры.
То есть это будет нечто вроде компьютерной игры "Прыгни и не
разбейся"?
Совершенно верно. Ещё одна сложность, которую мне необходимо
преодолеть нужно научиться безукоризненно владеть своим тело в
воздухе, мгновенно и точно совершать любые манёвры. Этому я раз в
неделю езжу обучаться в Пловдивскую лабораторию и по часу вишу там в
вертикальной аэродинамической трубе.
Слушайте, Мумикон: с одной стороны, для вас пишется специальная
компьютерная программа, с другой вы еженедельно целый час
занимаете установку, потребляющую, наверное, сотни киловатт энергии.
Не объясните, кто за всё это удовольствие платит?
Да, вы правы: и компьютерная программа, и полёты в самой мощной
у нас в стране трубе удовольствия не из дешёвых. Кстати, дальше
всё станет ещё дороже, поскольку начнутся серии затяжных прыжков с
парашютом для отработки воздушного маневрирования в реальных
условиях. Но средства для финансирования всех этих вещей в достаточном
количестве выделяются сегодня и будут выделяться в дальнейшем. Дело в
том, что на основании моего будущего прыжка пишутся сразу четыре
диссертации одна в Варненском институте компьютерных технологий и
три в Пловдивской аэродинамической лаборатории, а кроме того, я как
объект исследований включён в шесть научных тем. Впечатляет, не правда
ли?
Впечатляет? Наоборот, Мумикон вы меня сейчас полностью
разочаровали. Я-то думал, что вы у нас этакий самородок, этакий
супергерой, что будете прыгать без парашюта с летящего самолёта
по-нашенски, по-простому, полагаясь только на
удаль молодецкую да на силушку богатырскую. А вы, оказывается
продукт высоких технологий. Эххх... Нда-а...
Увы, ничем не могу помочь. Да, у меня всё очень прозаично и
расчётливо. Потому что я, по сути, совершенно обычный человек. Никакой
не супергерой. Слишком много риска это не для меня. Так что
поневоле приходится идти за помощью к учёным и семь раз отмерять,
прежде чем отрежешь. В общем, в ближайшее время я постараюсь хорошенько
отработать глазомер и управление положением тела в воздушном потоке,
ещё чуть-чуть подкачаю ноги а то их пока ещё
немного проминает в самом конце приземления, и всё, сразу
позову вас, журналистов, быть свидетелями моего прыжка с самолёта
без парашюта. Придёте?
Как не прийти, Мумикон придём бегом. Вы уж только не
забудьте позвать.
© Перевод с русского А.Ктуш
[на главную страницу]
Архив переписки
Форум
| |